Правильный вектор
– Со всеми, кого принимаем на работу средним и младшим медперсоналом, обязательно общаюсь лично. Не для протокола, а чтобы понять уровень знаний и умений, выяснить, какие навыки стоит подтянуть. В каждом учреждении свои нюансы и уход за пациентами отличается, поэтому даже опытным приходится перестраиваться, – отмечает Светлана Вячеславовна. – Молодых специалистов спрашиваю, какой медсестрой они себя видят: в операционном блоке специфика одна, на посту – другая, в реанимации – третья. Помогаю сделать выбор, слежу за профессиональным ростом, а если необходимо, то и подталкиваю в нужном направлении.
Главная медицинская сестра вспоминает, как несколько лет назад в субботу зашла в кардиохирургию, где на посту находилась молодой специалист. Спросила, кто сегодня работает на перевязке и изучила ли наложение повязок она. На что начинающий работник бойко ответила: «Я не перевязочная медсестра, а палатная!»
Такой подход наставник не одобрила и объяснила, что навыки лишними не бывают. Спустя время девушка пришла к Светлане Тиликиной и поблагодарила за урок.
Каждый день – приемный
Тиликину сложно застать в кабинете. Сегодня в ее подчинении порядка 300 человек – нужно обучить, организовать работу, проконтролировать. Пробегая по этажам, смотрит, как в отделениях поддерживают порядок, как работает персонал. От опытного взгляда не ускользнет ничего: замечает и как медсестра обработала руки, и правильно ли заправила капельницу, и множество других нюансов. При необходимости сразу что-то подсказывает, да и просто разговаривает как председатель профкома. Эту общественную нагрузку выполняет с 2012 года.
– Стараюсь решать все вопросы сразу. Может, помощь нужна прямо сейчас, а стоит отложить, смысла в ней уже не будет, – рассуждает Светлана Тиликина. – Свой отпечаток наложила профессия: медику всегда рискованно опаздывать. Раньше работала в тяжелых отделениях и хорошо знаю, что время не всегда на нашей стороне.
Желание помогать
В профессии собеседница больше 30 лет. В медицину привело желание помогать людям. Когда была подростком, заболела одинокая соседка. Школьница измеряла ей давление, покупала лекарства, вызывала врача. Тогда и осознала, насколько важная и нужная эта работа. Круглая отличница легко поступила в медучилище и окончила с красным дипломом. Имея самый высокий балл на курсе, воспользовалась правом выбора и пришла по распределению в Гродненскую областную клиническую больницу (кардиоцентр – второе место работы).
Начинала в отделении гнойной хирургии. Среднего медперсонала не хватало, трудилась операционной медсестрой и при этом подрабатывала процедурной и перевязочной. Тогда, замечает Светлана Вячеславовна, молодым специалистам не уделяли столько внимания, не было наставников и стажировок. Не все справлялись с нагрузкой и оставались в профессии. Да и медицина была другая, за три десятилетия сфера шагнула далеко вперед.
– Когда я начинала работать, весь шовный материал был намотан на предметные стеклышки и хранился в стеклянной колбе со спиртовым раствором (сегодня каждая ниточка в стерильной подписанной упаковке). Операционной медсестре нужно было знать, чем шьют разные ткани, быстро находить нужные нити и подавать хирургу. Помню, как на третий день работы ассистировала на операции и по неопытности замешкалась. Хирург в резкой форме сделал замечание, – вспоминает Светлана Тиликина. – Стою, слезы текут. Обида не на него, а на себя: как недоучила, недоработала?! Это стало для меня толчком к дальнейшему развитию.
Одна команда
И сейчас медик относится к себе так же требовательно. Убеждена, что с руководителя берет пример персонал и нужно держать марку. Иначе никак. Работа ответственная: в кардиоцентр поступают пациенты, которым выполняют сложные диагностические и хирургические вмешательства (стентирование, установка кардиостимуляторов, шунтирование и т.д.), требующие от персонала высокой квалификации и профессионализма.
– Важно качество работы каждого. Кажется, что там зависит от санитарки? Даже если операцию сделал хирург с золотыми руками, плохо вымытый пол может привести к инфицированию раны, из-за чего восстановление пациента затянется, под угрозой окажутся здоровье и даже жизнь, – приводит пример Светлана Тиликина. – Не устаю повторять: «В медицине нет несущественных вопросов. Если вы в чем-то сомневаетесь, зовите меня. Вместе найдем решение, ведь мы одна команда и работаем на один результат – здоровье пациента».
Елена КАЯЧ, фото Валерия КАРТУЛЯ, "Беларускi Час"